На вопрос: «Какая роль отводится отделу ИТ в вашей компании?» — очень часто затрудняются ответить не только ИТ-менеджеры, но и генеральные директора, несмотря на то что многие организации уже вложили в информатизацию существенные ресурсы и продолжают увеличивать вложения.
ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ КОМПАНИИ
Любая компания проходит этапы эволюции, которые определяют модель ведения бизнеса, а также уровень развития организации, в том числе и отдела ИТ. Можно выделить четыре основных стадии, которые проходит отдел ИТ в любой компании (табл. 1).
Стадии эволюции ИТ-отдела
Не существует четких временных рамок, когда проиcходит переход от одной стадии к другой. Такой переход зависит от конкретной стадии, самой компании и ее менеджмента, т. е. многих факторов. Единственным обязательным условием для эволюции является четкое понимание роли отдела информационных технологий в будущем.
Рано или поздно вопрос о роли отдела ИТ задает себе каждый руководитель компании, который начинает сталкиваться с основными признаками кризиса компании, а именно:
* проблемами поддержки роста бизнеса компании;
* дублированием бизнес-процессов;
* многообразием платформ и систем;
* неудовлетворенностью текущим состоянием информатизации предприятия.
В этот момент и возникают вопросы: а что дальше? какие инвестиции в ИТ потребуются через три года? какова будет доля ИТ в операционных затратах?
В принципе, это является моментом истины для руководителя в осознании роли ИТ в компании.
«ИТ-ФИЛОСОФИЯ»
Рассмотрим, какие элементы являются основными в «ИТ-философии» и на какие вопросы они отвечают (табл. 2).
Основные элементы
Миссия и цели
Если быть лаконичным, то миссия — это смысл существования. Разработка миссии — процесс достаточно сложный, ибо миссия (в отличие от стратегии) является атрибутом на долгие годы. Основными элементами для разработки миссии отдела ИТ выступают:
* миссия компании;
* бизнес-потребности компании;
* возможности/компетенции ИТ-функции.
После создания миссии ее нужно «проверить».
Миссия должна как минимум отвечать утвердительно на следующие вопросы:
* будут ли удовлетворены внутренние и внешние потребности компании;
* будет ли миссия актуальна в течение следующих трех-пяти лет;
* является ли миссия отдела ИТ элементом претворения в жизнь миссии компании.
Теперь о целях. Цель — это показатель, по которому будут судить о работе отдела за определенный период времени.
Цели должны быть:
* отражающими специфику работы отдела;
* реалистичными;
* измеряемыми.
Для разработки целей важно учитывать текущие финансовые показатели, предыдущий опыт, опыт других компаний и т. д., но, конечно же, у каждого менеджера есть свой «рецепт».
Стратегия
Сегодня ИТ-стратегия является неотъемлемой частью общей бизнес-стратегии и должна развивать ключевые факторы успеха для процветания компании. Многие ИТ-руководители ошибочно считают, что стратегия — это список проектов отдела ИТ в отведенных временных рамках. К сожалению, в некоторых компаниях руководство полностью разделяет это мнение.
С точки зрения современного менеджера, под стратегией понимается «выбор путей для создания конкурентного преимущества на рынке, удовлетворение потребностей клиентов и достижение определенных финансовых результатов».
Рассмотрим на примере.
Цель — прибыльность предприятия в финансовом году на уровне не менее NN $.
Возможные стратегии:
* наращивание производства и увеличение продаж за счет инновационных ИТ-технологий;
* уменьшение операционных затрат при том же уровне продаж.
С точки зрения ИТ в первом случае примерами проектов могут быть порталы продаж, мощные средства бизнес-анализа и принятия решения и т. д., а во втором — оптимизация бизнес-процессов, эффективный аутсорсинг и др.
Как видим, к одной цели можно прийти несколькими путями, и выбор правильной стратегии является залогом успеха. Если предприятие выбирает путь уменьшения операционных затрат, то проект, требующий значительных инвестиций, вряд ли будет поддержан.
Процесс создания и реализации стратегии можно разделить на следующие фазы:
* Фаза 1 (накопление информации):
o анализ текущей работы отдела ИТ — встреча с сотрудниками ИТ;
o анализ бизнес-потребностей компании — встреча с ключевыми менеджерами;
o консолидация и обработка первичных данных — создание SWOT-модели;
o понимание стратегии компании и бизнес-целей в долгосрочной перспективе.
* Фаза 2 (подготовительная работа):
o разработка миссии и целей ИТ;
o разработка ИТ-стратегии;
o определение ключевых проектов ИТ на ближайшее время;
o определение структуры отдела в перспективном плане на период один-три года;
o разработка ключевых показателей (KPI);
o приведение в порядок должностных инструкций;
o проведение основных тренингов (управление временем, расстановка приоритетов и др.).
* Фаза 3 (утверждение):
o согласование ИТ-стратегии и ключевых проектов на уровне Совета директоров;
o утверждение проектов развития на ближайшие один-три года;
o определение ИТ и бизнес-ресурсов для каждого проекта;
o подготовка проектной документации.
* Фаза 4 (реализация и дальнейшее развитие):
o реализация;
o измерение результата;
o коррективы;
o заметки на будущее.
Важно отметить, что не всегда большое количество времени, отведенное на выработку стратегий, является достаточным условием их правильности. Если по каким-то причинам стратегия не сработала, значит мы не учли все определяющие факторы.
Проекты
Отдельно стоит остановиться на проектах (потому что именно проектами мы реализуем стратегии отдела и соответственно стратегии компании). Очень часто менеджеры сталкиваются с ситуацией, когда список проектов в начале финансового года и в конце отличается на 80%, а временами превращается из списка проектов в «список желаний». К чему это приводит?
В первую очередь это негативно влияет на ресурсы, которые выделяются на другие проекты. В результате приходится переносить сроки проекта, что негативно влияет на согласование с ресурсами других из функций, задействованных в проекте.
Следующим фактором является влияние на бюджет. При правильном бюджетировании расходы на проекты (и на год) просчитаны заранее, и при появлении нового проекта приходится урезать бюджеты других проектов, что обычно влияет на время выполнения или качество решения.
Третьим и, наверное, самым основным элементом, является доверие к ИТ как к бизнес-функции. Когда проекты переносятся либо их качество на низком уровне, ИТ не будет рассматриваться как надежный бизнес-партнер, решающий серьезные задачи, а так и останется функцией «пожарников».
Аксиома 1: Отношение к ИТ строится годами, а разрушается за один день.
Вот несколько рецептов, как эффективно управлять данной ситуацией:
1. Иметь список утвержденных Советом директоров проектов в перспективе на один год.
2. Для каждого предлагаемого проекта требовать просчет ключевых параметров (добавленная стоимость в абсолютных величинах, ROI), а также рисков, которые компания может получить в результате данного проекта.
3. Вынесение проекта на Совет директоров (после того как выполнен п. 2 и обсуждение).
Типичная ситуация:
— Привет, нам нужно внедрить новую систему документооборота в бухгалтерии. Понимая, что проект большой, мы на уровне директоров уже договорились о ресурсах из отделов и бюджете. От тебя нужен менеджер проекта и сроки.
— ???
Аксиома 2: Для каждого человека именно его запрос является приоритетом № 1.
Возможное решение проблемы — попросите экономическое обоснование этого проекта/запроса.
Это позволяет отфильтровать 90% «spam-запросов», поскольку в реальности они являются запросами, необходимыми не компании, а одному конкретному человеку.
Действия начинающего ИТ-менеджера:
* посмотреть в список проектов и выбрать один-два проекта, которые могут подождать;
* сообщить менеджменту компании, что ИТ-ресурсы найдены;
* взяться за выполнение.
Действия опытного ИТ-менеджера:
* узнать реальную бизнес-проблему (а не решение, которое предлагается);
* понять, кто будет спонсором проекта и какие ему нужны ресурсы;
* понять, насколько предложенный проект поможет в реализации стратегических целей компании;
* просчитать экономический эффект от внедрения (обязательно с отделом финансов);
* вынести проект на Совет директоров и получить поддержку либо отказ.
Наверное, стоит обозначить основные характеристики, которые определяют «ценность» проекта для компании в данный момент времени.
Основные характеристики «ценного» проекта:
* соответствует стратегическим целям;
* есть бизнес-спонсор;
* зона работы (project scope) четко определена.
Основные характеристики проекта, потерявшего «ценность» (т. е. проекта, который необходимо закрыть):
* нет поддержки/спроса со стороны бизнеса;
* проект не имеет прогресса (независимо от причин);
* возможность создания value упущена.
Ключевые показатели эффективности
Как определить, насколько работа отдела была успешна за прошедший год? На пути в этом нам помогут ключевые показатели эффективности отдела. Их разделяют на две составляющие: операционная эффективность и финансовая эффективность.
Ключевые показатели операционной эффективности — это величины, которые помогают организации/отделу определить и измерять прогресс в процессе достижения конечных целей.
Эти показатели должны быть измеряемыми величинами, которые можно четко рассчитать и согласовать на уровне Совета директоров предприятия. Конечно же, они разные для разных предприятий и функций (например, показатели операционной эффективности не могут быть одинаковыми для отдела ИТ и отдела кадров). Основное условие — они должны отражать основное назначение бизнес-функции.
Количество показателей операционной эффективности не должно быть слишком большим. Оптимальным является 3-5 показателей. Иначе вместо фокусирования на реальных целях отдел будет сосредоточен на гонке по достижению операционных показателей, что приведет к невыполнению миссии. В любом случае операционные показатели эффективности хотя и очень важны, но являются вторичными относительно самих бизнес-целей, так как являются инструментом для внутреннего анализа эффективности работы отдела. Примерами таких показателей могут быть:
* бюджет ИТ не превышает X% от валового оборота компании;
* количество необработанных helpdesk-запросов не более Y% в любой момент времени;
* количество ИТ-сотрудников не превышает Z% от количества работников компании.
Эти показатели могут изменяться, когда меняются цели, стратегии, а также при организационных изменениях. Тем не менее они не могут меняться слишком часто.
Одним из наиболее важных вопросов в постановке роли ИТ в компании является финансовая оценка эффективности работы. Во многих случаях, когда заходит разговор о добавленной стоимости, которую отдел ИТ принес в компанию, эта оценка сводится к констатации фактов о замененном оборудовании (например серверы), либо к общим фразам (например «улучшение работы конечных пользователей»).
Должен сказать, что такие характеристики не являются конечным показателем эффективности работы отдела ИТ. Здесь необходимы конкретные количественные характеристики, выраженные как минимум двумя характеристиками: деньги + возврат инвестиций (ROI)
Аксиома 3: Деньги вкладываются туда, где отдача больше.
Каждый руководитель компании — это в первую очередь бизнесмен, перед которым всегда стоит дилемма, куда вложить деньги выгоднее. Поэтому для того, чтобы проект был утвержден, необходимо доказать, что деньги выгоднее вложить именно в ваш проект, чем, например, в банк.
Основная проблема, с которой сталкиваются ИТ-руководители, это просчет экономического эффекта в денежном выражении. Наиболее простой — это стоимость одного человека для компании. Здесь просто необходима помощь финансового отдела в просчете базовых параметров, например, сколько реально за год обходится компании один человек, работающий 8 часов в день, 5 рабочих дней в неделю? Это включает в себя заработную плату, аренду офисных помещений, использование оборудования, страховку, т. е. все реальные затраты, которые компания несет.
Конечно же, необязательно считать реальные затраты на каждого человека в компании, тем не менее важно посчитать для нескольких категорий: высший менеджмент, средний менеджмент и операционные сотрудники. Пересчет рекомендуется делать один раз в году для соответствия расчетных цифр и реальных.
Таким образом в идеале руководитель отдела ИТ сможет обоснованно сказать: «За прошлый финансовый год отдел ИТ принес для компании стоимость, эквивалентную К денег, реализовав L ключевых проектов, при M сотрудниках и N бюджете».
Люди
Люди являются определяющим элементом ИТ-философии, поскольку именно они реализуют миссию и стратегии отдела ИТ через проекты. Никакие стратегии и цели не могут быть достигнуты, если нет мотивированного сотрудника, обладающего необходимыми компетенциями и желающего достигать поставленных целей. На тему человеческих ресурсов существует огромное количество литературы, поэтому остановлюсь на главном. Ключевые вопросы, которые стоит задать в любой момент времени:
* соответствует ли структура ИТ-отдела структуре бизнеса?
* какие ключевые компетенции необходимы сегодня и завтра?
* что является мотивирующим фактором для каждого сотрудника отдела?
* существует ли для каждого сотрудника отдела четкий план развития и знает ли о нем сам сотрудник?
* какая структура будет необходима через три года и какие шаги предпринимаются сегодня для ее построения?
На все эти вопросы у ИТ-руководителя должны быть четкие ответы. Отсутствие таковых является индикатором риска и сигналом к действию.
Процесс определения и развития ИТ
В заключение хочу привести модель (см. рисунок), описывающую базовые элементы, которые участвуют в процессе определения и развития ИТ.
Об авторе:
Погорелый Андрей Михайлович — директор управления информационных технологий, компания Melexis (г. Киев).
Оригинал статьи http://www.management.com.ua/ims/ims122.html
|